You are viewing [info]burivykh's journal

Vic's Journal
 
[Most Recent Entries] [Calendar View] [Friends]

Below are the 20 most recent journal entries recorded in Vic's LiveJournal:

    [ << Previous 20 ]
    Thursday, February 14th, 2013
    12:06 am
    Псевдо-почта.
    Следуя уже установившейся в ЖЖ традиции, сообщаю: эта запись функционирует как псевдо-почта. В связи с ее появлением прошу все офф-топ сообщения писать сюда. Командир корабля и экипаж прощаются с Вами и желают Вам приятного полета!
    Thursday, May 17th, 2012
    4:42 am
    Iridium flare.
    По наводке [info]ksotar (спасибо ему!) вчера ночью попробовал пронаблюдать вспышку Иридиума -- отражение света от панелей солнечных батарей одного из спутников сети "Иридиум" (спутниковая связь; низколетящие, наверное, поэтому -- до геостационара десятая световой секунды, туда--в пути--обратно -- далековато), видно несколько секунд, хорошо своей частотой (для любого места вспышки заметной максимальной яркости бывают если не каждый день, то каждую неделю уж точно, и не по одной.
    Обещали (-8) звёздную величину (! -- у Венеры, уже достаточно яркой, где-то (-4,4), а уменьшение яркости на единицу звёздной величины это увеличение светимости в где-то ~2,5 раза); проснулся в 3:45, вышел на улицу, посмотрел в заранее прикинутое направление, подождал... и ничего не увидел. Вернувшись и посмотрев ещё раз на открытую страницу, ощутил себя полным идиотом: удобная картинка с направлением на север и стрелочкой в уголке странички вспышки отвечает не тому, куда смотреть, а тому, как относительно тебя по Земле едет центр центр вспышки. А азимут, "куда смотреть", вместе с углом возвышения тихо-мирно указан в таблице. Что, в общем, даже логично...
    Но буривухи птицы упорные. Встал сегодня в 3:35, вышел на улицу, посмотрел в заранее прикинутое правильное направление, увидел обещанный пролёт с (-7) звёздной величиной.
    Ууу! Ощущение, когда оно таки появляется -- совершенно потрясающее. Уже начинаешь думать, что где-то ошибся, спутники же не опаздывают -- и вот оно, разгорается, летит, летит, яркое, ура! А через десяток секунд -- всё заканчивается.
    Теперь -- спать. :)
    Friday, April 6th, 2012
    10:23 pm
    Астрономическое.
    Случайно узнал (спасибо [info]ksotar!), что всего через два месяца (6 июня 2012 года) Венера будет проходить по диску Солнца. А следующий за этим раз -- уже только в следующем столетии.
    Обязательно посмотрю!
    Tuesday, March 27th, 2012
    4:58 pm
    GPS
    Под одно обсуждение полез смотреть, есть ли хорошее видео, где рассказывается, как работает GPS. И даже нашёл на YouTube два хороших, профессионально сделанных: раз и два. Одна проблема: что здесь, что там, что во всех остальных видео, что я видел -- народ пересекает сферы. И говорит, что четвёртый спутник, это только чтобы выбрать одну из точек пересечения сфер...

    Если только я ничего не путаю, на самом деле сфер мы не видим: чтобы рисовать сферу, нужно знать время прохождения сигнала от спутника до приёмника. Причём с прекрасной точностью -- ошибка в микросекунду переходит в ошибку в 300 метров, в миллисекунду -- в 300 км (именно поэтому на спутниках стоят атомные часы). Столь точных часов, понятное дело, ни в одном приёмнике не стоит (да и -- как бы мы их выставляли?).

    Поэтому измеряется разница между временем прохождения сигнала от одного спутника и от другого. И это в плоском случае была бы гипербола для двух спутников, а в пространственном получается гиперболоид. И пересекаются три гиперболоида (например, по разницам 1-4, 2-4, 3-4).
    И поэтому спутников нужно 4, а не 3: на одну неизвестную (текущее время) больше...

    Но почему в этих фильмах об этом не говорят (при том, что в первом очень хорошо рассказывают про то, как тут играет теория относительности)?! Ведь что первый, что второй не на коленке сделаны, более того, "подписаны" -- а объяснение через сферы это, вообще говоря, некоторая неаккуратность. Да и честно это не так сложно и объяснить, и показать, и уж точно не сложнее теории относительности... Может, это я чего-то не понимаю??
    Sunday, February 19th, 2012
    9:11 pm
    IMHO.
    Как вы знаете, 4 декабря я ходил наблюдателем (от "Яблока"; впрочем, выбор "от кого" для меня тогда был второстепенным). На своём участке я оказался один (плюс ещё одна наблюдательница от "Единой России"); честно говоря, моей подготовки мне не хватило. Отчёт я пытаюсь написать последние два месяца, и всё никак не получается: было много чего (включая то, что мне в некоторый момент пришлось кричать "милиция"), но очень велик люфт между тем, что я думаю, тем, что я твёрдо знаю "для себя", и тем, что я умею доказывать "документально".

    Но.
    а) IMHO, деятельность "делать так, чтобы выборы прошли честно" — правильная. И даже если результатом будет "эти выборы прошли менее нечестно, чем предыдущие" — это тоже успех.
    б) Если кто-то рассчитывает на веб-камеры — забудьте эти иллюзии. Самое уязвимое место во всей этой схеме, это процедура подсчёта. Если вам не удаётся сделать так, чтобы считали по пунктам, гласно и последовательно (как это положено по закону) — можно нарисовать всё, что угодно. Собственно, мне — не удалось. Увы. А вот [info]hapchik (см.) и [info]mccme (см.) — удалось (за что им низкий поклон).
    При этом: камеры работают до закрытия участка и с 21 часа по Москве. Часа перерыва всем, кому надо, вполне хватит, чтобы всё "посчитать".
    в) даже при всём том, насколько слабо мне в итоге удалось повлиять на процесс. Если оценивать ситуацию в предположении, что вряд ли на обычном участке в Москве будет больше 50 процентов за ЕР, то: на моём участке было 55, на втором, расположенном в той же школе и в том же зале (просто другие дома), но где ни одного "внешнего" наблюдателя не было — 65. За "три сигмы" (при 2000 человек на каждом участке) выходит чётко. Нет, я, конечно, понимаю, что это может означать много чего, и в том числе — и в модели честных выборов. Например — ко второму участку мог оказаться приписанным какой-нибудь дом престарелых, или ещё что-нибудь, заметно смещающее картину. Но в модели "больше 50 не бывает" это может означать и то, что присутствие одного, не очень хорошо подготовленного, наблюдателя уменьшило "нарисованное" количество бюллетеней на 200.

    К чему всё это: если у вас есть силы, время и желание — ещё не поздно записаться наблюдателем. Есть "Гражданин наблюдатель"; золотолесцы совместно с ним проводят свои тренинги-игры; и, наконец, [info]brimstain со товарищи пытаются решить "транспонированную" задачу: если на декабрьских выборах участки "Гражданина" были равномерны по Москве, то они пытаются сделать так, чтобы в одном конкретном районе (в Раменках) выборы прошли точно честно. И им всё ещё нужна помощь!

    Это, конечно, очень существенная нервотрёпка. Но — может быть, дело того и стоит?

    P.S. Увы. Я сам в этот раз не попадаю, никак. На эти выходные выпадает (важное и нужное, причём для многих) дело, которое за меня никто не сделает (а перенести честно пытались — не получается никак). Ы. :(
    Friday, February 17th, 2012
    12:02 pm
    TWIMC: летние школы
    1) Объявили набор курсов в Дубну-2012.
    2) Объявили "евродубну" (аналог ЛШСМ в Европе) этого года: Лион, конец августа. Можно посмотреть на список лекторов; мне кажется, научный комитет очень хорошую команду набрал!
    11:08 am
    X-post.
    via [info]avva, [info]xgrbml

    Вот такое вот несчастье. У человека три дня назад сын родился...
    Sunday, February 12th, 2012
    9:17 pm
    Космическое.
    Перечитывая Розова, полез смотреть, что же на самом деле сейчас творится с солнечными парусами. С удивлением обнаружил, что японцы в 2010-ом запустили IKAROS, аппарат, который на солнечном парусе долетел от Земли до Венеры. Что очень круто!

    И жутко обидно одновременно с этим читать про потерянные аппараты: замолчавший почти сразу после запуска Shin'en; потерянный при аварии ракеты-носителя наш Cosmos-1 — тоже солнечный парус; зонд Nozomi, не сумевший выйти на орбиту вокруг Марса...

    А ещё есть Akatsuki (=Planet-C) из того же запуска, что и IKAROS и Shin'en; Akatsuki должен был выйти на орбиту Венеры, но не сумел этого сделать — тормозной импульс был слишком слаб, и он остался обращаться вокруг Солнца. Его перевели в минимальный режим, и надеются что-то сделать в 2015-м, когда он пролетит мимо Венеры в следующий раз. Надо надеяться — а вдруг у них получится?!

    А вообще — когда в космосе что-то не получается, это очень обидно: много вложенных сил ушло зря. Но всё-таки, что-то получается, и это хорошо.

    P.S. А ещё наткнулся на эту ссылку: ребята сделали своих "Икаров": воздушные шары, наполненные гелием. И запустили их — второй поднялся на 25 км. И на наших ребят, тоже запускающих шары — кстати, похоже, им удалось сфотографировать метеор сверху.
    Wednesday, February 8th, 2012
    10:09 am
    Гиперболическая метрика.
    Послушав недавно один доклад, уяснил для себя красивый ответ на один простой вопрос.
    Вот есть у нас у плоскости Лобачевского модель Клейна в диске. Где геодезические это прямые, а расстояние d(x,y) это логарифм двойного отношения x,y,a,b, где a и b -- точки пересечения прямой xy с граничной окружностью (=абсолютом).
    И такую же метрику можно написать для любой выпуклой фигуры, не обязательно для круга. Только она уже не будет задаваться квадратичной формой на касательных векторах, а будет только финслеровой (каждому касательному вектору сопоставлена его длина, но не обязательно как корень из квадратичной формы).
    Вопрос, на который я не знал ответа -- как красиво проверять, что эта метрика действительно метрика (или, что то же самое -- что если её продифференцировать, то для получившейся финслеровой метрики прямые будут геодезическими). А теперь знаю.
    Как? )
    9:56 am
    Sunday, January 22nd, 2012
    11:06 pm
    Ура!
    via [info]vitus_wagner & lenta.ru:
    Лаура Деккер успешно завершила свою кругосветку.

    Честно говоря, когда ей в первый раз это запретили, было ощущение "так быть не должно": девочка с пелёнок в море, её родители-яхтсмены, представляющие себе трудности, не возражают -- а при этом суд говорит "нельзя, потому что она несовершеннолетняя"; было в этом что-то абсурдное.

    Хорошо, что теперь ей всё удалось!
    2:10 am
    Кружки VIII века.
    К вопросу о кружковских задачах: Алкуин, VIII век, Йорк. Кружковские задачи вечны!
    Tuesday, January 3rd, 2012
    2:33 pm
    С Новым Годом!
    Друзья, с Новым Годом!
    Sunday, December 18th, 2011
    1:44 pm
    24 декабря.
    Подумалось. Вот 24-го будет ещё один большой митинг. А одно из "лиц" митинга — это то, какие народ приносит транспаранты. Ну и не только лиц — это ещё и способ сказать то, что на них написано, достаточно громко.
    И что-то мне кажется, что если много людей прийдут под транспарантами с конкретными графиками, статистикой, фото- и видео- конкретных нарушений — на это отвечать "не верю" будет труднее, чем на стандартное "Чурова в отставку". А вынести на плакаты можно много чего. Совершенно классные "Гауссу верим, Чурову не верим" или вот эту картинку "Гаусса не обманешь!". Или — представим себе, нарисована статистика с КОИБами и без КОИБов, с отмеченными "тремя сигмами" (см., к примеру, тут), и подпись-вопрос "Что, Чуров, техника посильнее волшебства будет?"
    Или — пробегала во фредлендте ситуация с парой участков с наблюдателями и разумными процентами — и парой УИКов на другой стороне той же улицы, где процент за 80 зашкаливает.
    Или — просто со скриншотом того председателя УИКа, которого поймали проставляющим галочки за ЕР (и с каким-нибудь ехидным вопросом/комментарием вроде "Ловкость рук и никакого мошенничества").
    И более-менее каждый график из этой статьи Шпилькина можно снабдить запоминающейся подписью.
    И так далее...
    Мне кажется — так будет сильно лучше, чем если будут просто плакаты "X в отставку"; "доказательные" плакаты смотрятся гораздо ярче — и на них надо будет отвечать (или, точнее, сложнее будет не отвечать).
    P.S. Для читающих по-французски: в заметке французского математика Этьена Жиса отозвались математические плакаты 10-го. И мне кажется, что это хорошо.
    P.P.S. Всё вышесказанное не значит, что митинг 24-го я считаю лёгким и безопасным мероприятием. Скорее, верно прямо обратное: как всегда в ситуации, где переплетаются интересы очень многих сторон, можно ждать чего угодно. Если вы туда собираетесь — пожалуйста, будьте осторожны, и не выключайте голову!
    Saturday, December 10th, 2011
    10:42 pm
    Вернулся.
    Коротко: вернулся с митинга на Болотной. Ощущения прекрасные: там была не толпа, но люди, думающие люди. Когда какие-то националисты попробовали поскандировать "революция", им со всех сторон закричали "Фуу!", и они перестали (и больше не пробовали). То же -- когда кто-то зажёг фальшфейер.
    Полиция была вполне доброжелательна; в общем -- митинг прошёл, как прошёл бы подобный митинг где-нибудь в той же Франции.
    Из замечательного: плакат "Гауссу верим, Чурову не верим" с графиком статистики (вот тут -- почти такой же; а может, и в тот самый, а я просто цитату неточно запомнил); "Волшебника Чурова -- в Азкабан!". :)
    В общем -- очень хорошо, что всё так прошло. Спасибо всем!
    2:08 am
    Коротко.
    В воскресенье я был наблюдателем на выборах. В участке под боком, в школе. Некоторое количество иллюзий у меня тогда было.
    Нет, конечно, безудержной Кафки, которая была на совсем отдельных участках, там не было -- но треш на этапе подсчёта был тот ещё. Подробный отчёт я ещё напишу -- а пока: завтра я иду на Болотную.
    При этом, в одной мысли я согласен с [info]nuci: я категорически не хочу, чтобы наша страна повторила путь Египта/Туниса/далее по тексту. Но я надеюсь, что на Болотной завтра (точнее, уже сегодня) соберутся думающие люди. Соберутся, чтобы показать: их достало. И то, что таких людей (готовых выйти на митинг, даже с определённым риском оказаться в ОВД) соберутся десятки тысяч -- важно.

    Если вдруг вы тоже завтра туда идёте, пожалуйста:
    а!) посмотрите юридические советы митингующим, хотя бы, чтобы понимать начала нужного "юридического языка" (таких советов много пробегает во фленте, например, http://users.livejournal.com/_falkon_/514483.html -- хотя я паспорт всё-таки возьму; http://zverozyab.livejournal.com/747464.html ; http://blog.denisov.eu/post/13835964402/rules ; http://rhunwolf.livejournal.com/408268.html)
    б!!) пожалуйста, _думайте_.
    в!!!) лучше, чем в этом посте, я сейчас не скажу. Я могу быть не согласен с его автором по деталям -- но вот настроение ("не неуправляемая толпа, а собрание граждан, пришедших выразить протест") она передала верно. Пожалуйста, прочтите его.

    P.S. Извините за сумбур -- последние два дня на сон по три часа, и хочется спать...
    Saturday, December 3rd, 2011
    12:32 am
    Выборы
    Ну вот и я тоже наблюдатель. :)
    P.S. Ощущение после сегодняшнего инструктажа -- как у ополченца. И даже не из-за соотношения того, что можем делать мы -- и насколько легко нас удалить. А просто из-за понимания того, сколько всего нужно знать чем твёрже, тем лучше -- и как мало я собственно сейчас обо всём этом знаю. Ну да прорвёмся!
    Friday, November 25th, 2011
    1:57 pm
    Политическое.
    via [info]knop

    Я тут некоторое время назад (наткнувшись на это дело по ссылкам) начал следить за избирательной кампанией такого екатеринбургского депутата городской Думы Леонида Волкова [info]leonwolf. Там было -- много чего. Сначала его подписи очень придирчиво проверяли. Потом -- по подписям он всё-таки прошёл, составили итоговый протокол. Потом -- прямо перед заседанием ему вручили второй(!) итоговый протокол, с содержанием "нет, мы всё-таки подумали, обратились к экспертам и ещё несколько подписей забраковали, так что ты не проходишь". И отказали в регистрации.

    Он подал в суд. Отспорил. Вёл агитацию. При произнесении имени губернатора (ну, того самого, у которого дочка, как пишет Навальный, к 18 годам скопила 125 миллионов рублей) в прямом эфире трансляцию его выступления отключили.

    Когда приехал его тираж агитации -- тут же по звонку "бдительных граждан" (да-да, верим-верим) приехала полиция проверять, не взрывчатка ли это. Когда оказалось, что не взрывчатка -- решили на всякий случай изъять. Ну и что, что документы на месте, а количество совпадает с заявленным? Так, на всякий случай. Но тираж отстояли.
    Зато -- когда в помещении штаба Харитоновой, кандидата от "ЕР", обнаружились "подарочные комплекты" (упаковки кофе и конфет + агитация; запрещено как подкуп избирателей) и тираж без документов -- почему-то полиция ничего изымать и даже документировать не захотела (см. тут). А потом на портале города появилась вот такая статья. Теория большой лжи в действии...

    И вот позавчера Верховный суд, в который избирком подал жалобу, отменил решение о регистрации кандидата. Финиш.

    Ну что я могу сказать? Четвёртого декабря я прийду на выборы, и с чувством глубокого омерзения проголосую за коммунистов. Я очень уважаю Акунина, но, IMHO, "Яблоко" сейчас пройти не может -- а значит, голос за "Я", это в большой степени (пропорциональной итогу) голос за ЕР. Я очень уважаю [info]zverozyab, но мне кажется, что голос, отданный за коммунистов -- в большей степени нахлобучка ЕР, чем унесённый бюллетень. Некоторые из моих друзей собираются голосовать за "СР" (и вот между этими двумя вариантами я действительно колеблюсь), но "СР", по моему впечатлению после прошлых выборов, прожимается проще, кем КПРФ (при всём моём к коммунистам, повторюсь, омерзении).
    Thursday, November 10th, 2011
    6:51 pm
    Текущее
    Побывал на конференции, посвящённой 100-летию Ляпунова. Почувствовал дуновение эпохи; какой же был человек!
    (Кусочек из биографии — ушёл на фронт, добровольцем. Вернулся — гвардии старшим лейтенантом. В ходе боя в районе Курска -- сообразил, что при стрельбе нужно учитывать поправки от КМА, и "на коленке" их прикинул... А потом ещё и отстоял — потому что командование, вполне естественно, сначала сочло, что идёт стрельба по ложным координатам.)
    А заодно -- ощутил себя лентяем... Всё-таки я делаю сильно меньше, чем мог бы. Стыдно. Надо наконец научиться организовывать себя...
    Friday, November 4th, 2011
    9:39 pm
    Видеозаписи.
    Уже несколько дней как выложены видеозаписи бременской школы. И это хорошо!
[ << Previous 20 ]
About LiveJournal.com